Банки и МФО Казахстана приостановили работу из-за чрезвычайной ситуации
Сложная ситуация с протестами в Казахстане сказалась на всех сферах жизни граждан страны, в том числе и на функционировании банков и прочих финансовых организаций. В четверг 6 января официальный представитель Нацбанка РК сообщил, что работа всех банков в республике приостановлена. Решение было принято совместно с Агентством по регулированию и развитию финрынка Казахстана. Причинами для остановки деятельности послужили проводимые силовыми структурами контртеррористические операции, сбои в работе Интернета и желание защитить жизнь и здоровье как сотрудников, так и клиентов финорганизаций.
Также новостные издания сообщают, что банки пострадали от беспорядков еще и физически. Протестующие нападали на отделения, офисы и банкоматы кредитных учреждений. Банки начинали сворачивать деятельность и до объявления от регулятора.
Руководитель МФО «Робокэш.кз» (бренд «Займер») рассказал, что их отделения закрыты, сотрудникам рекомендовано оставаться дома для безопасности. Процедуры выдачи и взыскания микрокредитов приостановлены. У казахстанцев сейчас нет стабильных каналов для получения и возврата средств. Объем просрочки растет, но кредитор обещает лояльно подойти к вопросу ее погашения после стабилизации ситуации.
Компания Solva работает в онлайн формате. Из-за нестабильного Интернета персоналу приходится пользоваться стационарными телефонами, общаются с клиентами они из дома. Офисы организации пока что закрыты.
Когда начнут работать финансовые организации в Казахстане?
9 января Нацбанк сообщил, что восстановление работы кредитных организаций будет проводиться поэтапно. 10 числа запустят платежные системы, чтобы госбюджет и финсектор могли вернуться к проведению расчетов. Также в регионах с относительно стабильной ситуацией начнут пополнять наличными банкоматы.
Сложнее всего обстановка в Алматы и области. Там граждане не могут пользоваться банкоматами Сбербанка, и финансисты не в состоянии предугадать, когда проблема будет решена. Ожидается, что терминалы вернут в строй только после «стабилизации ситуации».
В социальных сетях казахстанцы жалуются на лимиты по выдаче средств (до 10 000 тенге) и очереди к банкоматам. Несколько банков (Halyk Bank, Kaspi, Сбербанк) сообщили, что функционирование их мобильных приложений восстановлено, и они будут доступны даже без подключения к Интернету. Но граждане, находящиеся за пределами РК, отмечают, что онлайн-банки до сих пор не работают.
Сложнее всего в острую фазу протестов оказалось справляться с переводами денежных средств. Коммуницировать с банками было трудно, пересылать что-то на карточки удавалось только в единичных случаях. Было непонятно, по какому курсу тенге конвертировать средства. В системе «Золотая корона» рассказали, что с 9 января ситуация улучшается: переводы между картами проходят, зачисление наличных проводится успешно. Но получить наличными перевод пока что нельзя.
Что будет с кредитами и займами?
В целом эксперты считают, что банковский сегмент не понес серьезного ущерба. Но сложная ситуация в стране может сказаться на дальнейшем обслуживании кредитов. Если волнения затянутся, банки могут столкнуться с ростом просрочки. Также ожидается отток депозитов.
Пока что регулятор заморозил начисление штрафов и пеней клиентам банков и микрофинансовых организаций. В Сбербанке данная мера будет действовать до конца января 2022 года Тем, кто столкнулся со сложностями из-за протестов, обещали предоставить отсрочку. Финансисты отмечают: если ситуация в республике стабилизируется в ближайшее время, то ущерб банковской системы и ее пользователей будет минимальным.
Zaimtime.kz