В РК начали действовать новые правила регулирования проблемных кредитов
Начиная с октября 2021 года граждане Казахстана могут пользоваться упрощенным вариантом регулирования просроченной задолженности. Теперь они могут обратиться для решения проблемы напрямую к своему кредитору. Тот будет обязан рассмотреть запрос и запустить процедуру реструктуризации при необходимости. Информацию о нововведении сообщили в Агентстве РК по регулированию и развитию финрынка.
Что изменилось в регулировании просрочки
По новым правилам банки и микрофинансовые организации обязаны сообщить клиенту о появившейся просрочке в течение 20 дней с момента ее возникновения. Дополнительно в уведомлении им придется сделать акцент на необходимости внесения денежных средств заемщиком и указать точный размер его просрочки. Также гражданину должны сообщить о наличии у него права обратиться к кредитору для решения проблемы и возможных последствиях при игнорировании своих финансовых обязательств.
Клиент, в свою очередь, должен соблюсти следующие требования:
- Обратиться в банк или МФО для реструктуризации просроченного долга в течение 30 дней с момента его возникновения.
- Сообщить кредитору о проблеме способом, указанным в договоре (письменно или устно, по почте или телефону и т.д.).
- Указать в заявлении причину появления просрочки и предложить свои варианты реструктуризации задолженности.
- Предоставить документы, которые подтвердят факт снижения доходов или появления других обстоятельств, мешающих своевременно вносить платежи по договору.
В АРРФР сообщили, что кредитор будет обязан принять заявление заемщика, зарегистрировать его, внести в свои системы учета и рассмотреть. Если информации в запросе будет недостаточно, клиенту дадут 5 дней на предоставление дополнительных документов. О необходимости расширить заявление организация направит уведомление.
Когда пакет документов будет собран, кредитор рассмотрит обращение. Чтобы принять решение, он оценит актуальное финансовое и социальное положение заявителя, наличие и количество у него жилья (в залоге и без), его платежную дисциплину. На формирование ответа финучреждению дается 15 календарных дней.
По результатам рассмотрения заявления заемщика кредитор принимает одно из решений:
- соглашается с запросом и принимает предложенные клиентом изменения условий сделки (вступают в силу через 15 дней);
- не соглашается, но выдвигает свои предложения по пересмотру параметров договора;
- отклоняет заявление с обоснованием причин такого решения.
Какие условия реструктуризации могут быть предложены: уменьшение ставки вознаграждения, отсрочка платежа, выбор другого метода погашения, пролонгация займа, снижение долговой нагрузки, продажа залогового имущества или предоставление отступного и т.п.
Что делать, если кредитор не идет навстречу
Если договориться не удалось, потребитель финансовых услуг может обратиться в АРРФР. Но ему нужно обязательно доказать, что перед этим он пытался решить вопрос с кредитором и не добился результата. Агентство запустит проверку банка или МФО и после предоставит оценку их действий по указанной проблеме.
Пока рассматривается запрос потребителя, финорганизация не может запускать процедуры взыскания в отношении залогового имущества должника, если он относится к социально уязвимым слоям населения. Кто из граждан имеет такой статус, можно узнать из статьи 68 Закона «О жилищных отношениях».
Нововведение особенно актуально в период роста закредитованности населения. Глава государства напомнил, что на данный момент просроченные на срок более 90 дней долги есть у 540 тысяч казахстанцев. Общий объем таких непогашенных обязательств достигает 354 млрд тенге.
Читайте также: Как сэкономить на выплате потребительского кредита
Zaimtime.kz