Куда пожаловаться на кредитора и как составить обращение
Негативные отзывы в Интернете на ненавистный банк или ТОО МФО помогают другим клиентам избегать сотрудничества с ними, но никак не способствуют решению существующей проблемы пострадавшего заемщика. Конечно, кредитор может отреагировать на сообщение, если оно будет размещено на влиятельном ресурсе. Но надеяться на это не стоит. Нужно действовать решительно и писать тому, кто действительно может повлиять на ситуацию. В статье разберем, к кому можно обратиться с жалобами, по каким вопросам и что включить в свое заявление.
Кто принимает жалобы на финансовые организации
Обратиться можно в следующие инстанции:
- Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) — GOV.kz.
- Национальный банк Казахстана (nationalbank.kz).
- Казахстанская Ассоциация ФинТех (kazfintech.kz).
- Комитет по защите прав потребителей финуслуг Нацбанка РК.
- Агентство РК по защите прав потребителей.
Первое учреждение работает с 1 января 2020 года. Именно в АРРФР теперь отвечают за решение конфликтов на финансовом рынке и рассматривают обращения от физических и юридических лиц.
Национальный банк частично передал свои функции по финрегулированию в руки отдельного Департамента, но всё равно продолжил принимать жалобы от граждан. Обратиться за помощью можно в филиалы или общественную приемную Нацбанка. Рассказать о проблеме также можно письмом на адрес учреждения или через e-mail.
Про порядок подачи жалобы в Казфинтех мы подробно рассказывали ранее. Оставить обращение в этой Ассоциации можно на их сайте через форму обратной связи, а также по телефону, через электронную почту или WhatsApp.
В каких случаях можно направлять жалобу
Кто-то готов писать заявление в надзорные органы даже о малейших нарушениях: небольшой задержке выплаты займа, грубом тоне разговора или несвоевременном ответе. Но на практике решить эти вопросы будет проще и быстрее через управляющий персонал банка или микрофинансовой организации, в которых возникла конфликтная ситуация. В Нацбанк и другие финансовые ведомства стоит обращаться по более веским причинам.
Случаи, в которых можно направлять жалобы в Агентства, Ассоциации и регулятору:
- Кредитор нарушил условия финансовой сделки.
- Пункты договора были изменены после его подписания и без согласия клиента.
- Ставка вознаграждения за пользование деньгами оказалась больше 100% годовых.
- Начисленная пеня за просрочку платежей превысила разрешенный законом максимум в 10% от размера ссуды в год.
- Банк или ТОО МФО отказались выслушать заемщика и помочь ему с реструктуризацией задолженности, что привело к росту просрочки.
- Кредитор передал право на долг коллекторам и те воспользовались недобросовестными и незаконными методами взыскания.
- Произошли другие ситуации, которые нарушили законные права заемщика.
Что указать в обращении
Каждое ведомство принимает жалобы по своим формам. Где-то достаточно озвучить проблему устно, где-то придется написать официальное заявление и отправить его по почте. В любом случае обращение должно содержать несколько основных пунктов, которые помогут сотрудникам надзорных органов быстрее разобраться в вопросе.
Укажите в своем заявлении:
- свои ФИО и паспортные данные;
- наименование финансовой организации;
- основные условия, на которых был выдан заем;
- причину обращения с описанием конфликта;
- ссылку на закон, который нарушил кредитор;
- дату оказания услуги и первого нарушения;
- результат, который хотелось бы получить после рассмотрения жалобы.
Дополнительно можно сообщить о своем актуальном финансовом состоянии и приложить отказ кредитора в содействии (если таковое было запрошено клиентом). На рассмотрение жалобы может уйти от 30 дней. Чаще всего обращаться в ведомства заемщика вынуждает бездействие кредитной организации и ее отказ обсуждать проблему. Если компания дорожит своими клиентами и репутацией, она постарается решить конфликт на локальном уровне. Внимательно выбирайте займодателя, чтобы сделка с ним прошла без негатива.
Zaimtime.kz