Национальный банк РК рассказал: что разрешено и запрещено коллекторским агентствам
После новогодних праздников в Нацбанке РК состоялось собрание, в ходе которого обсуждались вопросы допустимых способов взаимодействия с должниками. Участниками встречи стали представители НБ РК, коллекторских агентств (КА) и некоммерческих формирований граждан. Были затронуты такие темы: подходящее время для бесед с клиентами-должниками, разрешенные методы общения, запреты в работе коллекторов. Рассмотрим озвученные тезисы чуть подробнее.
Ограничение относительно времени общения
Закон «О коллекторской деятельности» (ст. 5) определяет не только порядок общения с теми, кто задолжал кредитору, но и допустимое для этого время. Согласно его положениям взаимодействие возможно только в будние дни и в промежуток с 8 утра до 9 вечера. В день разрешено совершать не более трех разговоров по телефонной связи. Также ограничение распространяется на количество встреч в неделю — до трех раз, максимум одна в день.
Не допустимо контактировать с клиентом в праздники, а также в субботу и воскресенье. Время для встреч должник может выбирать самостоятельно. Коллектор не имеет права идти против его воли.
Допустимые способы коммуникации
На законодательном уровне разрешены следующие варианты взаимодействия с гражданами, допустившими возникновение задолженности:
- беседа по телефонной связи;
- встреча с личным присутствием сторон;
- уведомление в письменной форме посредством почтовой связи (по месту жительства — физлицу и по месту нахождения — юрлицу);
- сообщения по мобильной связи (в том числе голосовые);
- связь через Интернет.
Для звонков и отправки сообщений также актуально временное ограничение, указанное в статье 5 Закона.
Запреты для коллекторов
К недобросовестным и запрещенным действиям относятся:
- попытки взаимодействовать с должником или лицом, его представляющим, любым способом, не описанным в законодательных актах;
- распространение и разглашение данных, которые каким-либо образом порочат честь и деловую репутацию или могут нанести вред в имущественном эквиваленте;
- посягательство на права и свободы, которые могут повлечь за собой угрозу жизни, здоровью или имуществу;
- угрозы, а также повреждение имущества, оскорбление, подделка документов, шантаж;
- предоставление недостоверных сведений о размере, характере и основаниях появления долга;
- получение денежных средств в счет погашения долга (как в наличной, так и в безналичной форме);
- требование погасить долг за счет имущества в собственности;
- разглашение сведений, полученных от кредитора и охраняемых на законодательном уровне.
Объемный перечень требований и запретов еще раз подчеркивает специфичность и деликатность деятельности КА. Именно поэтому руководителям подобных организаций рекомендуют тщательно подбирать свой штат и принимать на работу сотрудников с безупречной деловой репутацией. Среди них не могут быть лица, состоящие на учете в диспансерах (психиатрическом, наркологическом, туберкулезном) или имеющие судимость. Для персонала, непосредственно взаимодействующего с должниками, следует регулярно проводить разъяснительные беседы и обучение. В случае обнаружения нарушений сведения будут направлены в соответствующие органы для дальнейших разбирательств.
Zaimtime.kz