Национальный банк РК рассказал: что разрешено и запрещено коллекторским агентствам

После новогодних праздников в Нацбанке РК состоялось собрание, в ходе которого обсуждались вопросы допустимых способов взаимодействия с должниками. Участниками встречи стали представители НБ РК, коллекторских агентств (КА) и некоммерческих формирований граждан. Были затронуты такие темы: подходящее время для бесед с клиентами-должниками, разрешенные методы общения, запреты в работе коллекторов. Рассмотрим озвученные тезисы чуть подробнее.

Ограничение относительно времени общения

Закон «О коллекторской деятельности» (ст. 5) определяет не только порядок общения с теми, кто задолжал кредитору, но и допустимое для этого время. Согласно его положениям взаимодействие возможно только в будние дни и в промежуток с 8 утра до 9 вечера. В день разрешено совершать не более трех разговоров по телефонной связи. Также ограничение распространяется на количество встреч в неделю — до трех раз, максимум одна в день.

Не допустимо контактировать с клиентом в праздники, а также в субботу и воскресенье. Время для встреч должник может выбирать самостоятельно. Коллектор не имеет права идти против его воли.

 

Способы коммуникации с коллекторами

Допустимые способы коммуникации

На законодательном уровне разрешены следующие варианты взаимодействия с гражданами, допустившими возникновение задолженности:

  • беседа по телефонной связи;
  • встреча с личным присутствием сторон;
  • уведомление в письменной форме посредством почтовой связи (по месту жительства — физлицу и по месту нахождения — юрлицу);
  • сообщения по мобильной связи (в том числе голосовые);
  • связь через Интернет. 

Для звонков и отправки сообщений также актуально временное ограничение, указанное в статье 5 Закона.

Запреты для коллекторов

К недобросовестным и запрещенным действиям относятся:

  • попытки взаимодействовать с должником или лицом, его представляющим, любым способом, не описанным в законодательных актах;
  • распространение и разглашение данных, которые каким-либо образом порочат честь и деловую репутацию или могут нанести вред в имущественном эквиваленте;
  • посягательство на права и свободы, которые могут повлечь за собой угрозу жизни, здоровью или имуществу;
  • угрозы, а также повреждение имущества, оскорбление, подделка документов, шантаж;
  • предоставление недостоверных сведений о размере, характере и основаниях появления долга;
  • получение денежных средств в счет погашения долга (как в наличной, так и в безналичной форме);
  • требование погасить долг за счет имущества в собственности;
  • разглашение сведений, полученных от кредитора и охраняемых на законодательном уровне.

Объемный перечень требований и запретов еще раз подчеркивает специфичность и деликатность деятельности КА. Именно поэтому руководителям подобных организаций рекомендуют тщательно подбирать свой штат и принимать на работу сотрудников с безупречной деловой репутацией. Среди них не могут быть лица, состоящие на учете в диспансерах (психиатрическом, наркологическом, туберкулезном) или имеющие судимость. Для персонала, непосредственно взаимодействующего с должниками, следует регулярно проводить разъяснительные беседы и обучение. В случае обнаружения нарушений сведения будут направлены в соответствующие органы для дальнейших разбирательств.

Долги

Zaimtime.kz