IDF Eurasia оценили финансовое поведение мужчин и женщин в Казахстане и выяснили, кто чаще берет кредиты и микрокредиты
Чаще всего кредиты и микрокредиты в РК оформляют мужчины. Исследование на тему финансового поведения граждан в зависимости от их гендерной принадлежности провели специалисты группы IDF Eurasia (под их руководством работают Moneyman и Solva). В опросе приняли участие 14 тысяч человек: по 7 тысяч мужчин и женщин в возрасте от 25 до 65 лет. Анкетирование проводилось в 14 областях и 3 городах республиканского значения (Нур-Султан, Алматы, Шымкент). По результатам исследования удалось узнать о кредитном поведении мужчин и женщин, особенностях их управления бюджетом и самых популярных статьях расходов.
Кредитное поведение мужчин и женщин
Действующие кредитные договоры в банках или МФО в числе респондентов есть у 60% мужчин и 35% женщин. Оставшиеся 5% недавно расплатились по всем долгам.
Среди целей, на которые граждане берут деньги, самыми востребованными оказались покупка автомобиля и бытовой техники. Средства на авто взяли 50% мужчин и 35% женщин. 15% не оформляли сделок на приобретение перечисленных товаров. Бытовая техника одинаково востребована в обеих гендерных группах. На каждую из них пришлось по 50% договоров.
Кредиты на гаджеты чаще берут женщины. 65% таких сделок принадлежат именно им. Оставшиеся 35% — мужчинам. Также девушки в два раза чаще пользуются кредитными картами. Покупки с их помощью совершают 60% женщин и 29% мужчин. Но далеко не все опрошенные заводят карты. У 29% анкетированных вообще нет кредиток.
Особенности управления бюджетом
В рамках опроса специалисты также изучили степень финансовой грамотности казахстанцев и особенности их управления бюджетом. Оказалось, что учетом расходов занимаются 70% мужчин и 15% женщин. Оставшиеся 15% вообще не ведут бюджет (среди них респонденты обоих полов).
У 60% девушек расходы выше доходов. У мужчин такая ситуация встречается только в 15% случаев.
Одинаковое число девушек и парней выбирают общий семейный бюджет. Но 70% из него вносят мужья, а оставшиеся 30% — жены. Похожий расклад в процентном соотношении с дополнительным заработком. Сбережения есть у 38% женщин и 62% мужчин.
Отношение к расходам и экономии
По результатам исследования по мужскому полу:
- 50% пытаются быть экономными;
- 30% не беспокоятся о своем бюджете;
- 20% едва хватает денежных средств на месяц.
Представители этой группы достаточно сильно следят за расходами и доходами, но на личные потребности выделяют существенные суммы. Почти треть из них тратят до 20% от семейного бюджета на организацию своего досуга. Это может быть охота, рыбалка, занятия спортом и другие хобби.
Среди представителей женского пола 30% экономят, 20% не задумываются о планировании бюджета, 35% не могут растянуть зарплату на 30 дней, а еще 15% — вообще передают управлением финансами мужчинам. Более половины тратят до 10% на личные покупки. Это одежда, косметика, парфюмерия, оплата услуг салонов красоты. За приобретение продуктов в семье чаще всего отвечают жены.
Что интересно, микрокредиты и кредиты на точную сумму для покупки берут 20% женщин и 80% мужчин. То есть первая группа чаще оформляет сделку большего объема, чем это нужно. Вероятно, это объясняется желанием предусмотреть дополнительные траты.
Zaimtime.kz