Сроки рассмотрения заявок на онлайн-кредиты могут быть увеличены для предотвращения мошенничества

В Казахстане рассматривается возможность увеличить период проверки заявок на онлайн-кредиты. Такой подход должен помочь предотвратить мошеннические операции. О вынесении данного вопроса на обсуждение сообщил генпрокурор республики Асылов Берик Ногаевич. Рассказываем подробнее об инициативе.

Как может измениться сфера онлайн-кредитования

За неполный 2024 год в Республике Казахстан было зафиксировано более 8 тысяч уголовных дел по мошенническим операциям в Интернете. Около 50% из них были связаны с кредитами. Почти во всех случаях казахстанцы становились жертвами злоумышленников по невнимательности. Они сами оформляли финансовые сделки по указанию аферистов или способствовали в этом вопросе третьим лицам. Также некоторые доверчивые граждане лишались денег, устанавливая на свои гаджеты программы с удаленным доступом.

В целях борьбы с аферистами было принято решение изменить сроки рассмотрения заявок на выдачу денежных средств по таким сделкам. Данная информация содержалась в ответе генпрокурора РК на депутатский запрос. Обсуждение актуальной темы состоялось в мае 2024 года на заседании Координационного совета по вопросам эффективности мер, которые принимаются для предотвращения мошеннических операций.

Как может измениться сфера онлайн-кредитования

При обсуждении профилактических действий эксперты опирались на опыт Беларуси. Там в 2023 году удалось снизить показатель незаконных операций на 77%. Специалисты считают, что увеличение периода проверки онлайн-заявок может предоставить потребителям дополнительное время для оценки целесообразности операции. Если ранее им удалось заметить что-то подозрительное, то за время ожидания они смогут либо убедиться в своих подозрениях, либо опровергнуть их.

Как будут бороться с интернет-мошенниками

Берик Ногаевич также отметил, что не редки случаи прерывания сроков расследования до суда по причине невозможности определить личность мошенника. Финансовые схемы в Интернете настолько распространены и развиты, что нарушителям закона не представляет труда скрыться от правоохранительных органов. К тому же строгость наказания не всегда соответствует проступку.

Участники Координационного совета также обсудили возможность:

  • Усилить ответственность граждан за мошенничество в Интернете.
  • Блокировать доступ к денежным средствам по запросу потребителей, если обнаружены признаки киберпреступлений.

Как будут бороться с интернет-мошенниками

Какие результаты противодействия кредитному мошенничеству уже зафиксированы (по информации от генпрокуратуры):

  • Заблокировано свыше 49 миллионов звонков, включая те, что осуществлялись с подставных номеров.
  • Сформированы планы по открытию Антифрод-центра на базе Нацбанка.
  • Получено приглашение от Совета Европы присоединиться к Будапештской конвенции о борьбе с компьютерными преступлениями.
  • Проводится обширная информационно-разъяснительная кампания для повышения финансовой и правовой осведомленности населения, включая создание сериалов и видеороликов.

В марте 2024 в Агентстве по регулированию и развитию финрынка Казахстана обсуждали необходимость проведения идентификации заемщиков при помощи биометрических данных. Данная мера должна сформировать дополнительную защиту при заключении кредитных договоров в режиме онлайн. Подробнее мы обсуждали этот вопрос в статье про проверку по биометрии.

Данное предложение касается также и микрокредитов, оформляемых через Интернет. МФО должны обеспечить надежное сохранение биометрических и других личных данных граждан. В процессе идентификации личности будут использоваться уникальные контрольные движения. Пользователи будут выполнять различные действия, например, двигать головой в рандомной последовательности. Такой подход нацелен на предотвращение мошенничества с использованием поддельных изображений или видеозаписей заемщиков.

Полезные ссылки:

Памятка по правам заемщиков: куда жаловаться на МФО, чем поможет омбудсмен, как исправить ошибки в КИ?

Zaimtime.kz