Оспорить ошибку в кредитной истории теперь можно дистанционно
Портал Fingramota.KZ напоминает, что для реализации быстрой обратной связи АРРФР с населением было запущено приложение для смартфонов Fingramota Online. В нем граждане могут задавать любые вопросы о финансовых продуктах и услугах, а также о взаимодействии с банками, МФО, коллекторами и другими связанными организациями. Для удобства пользователей под запросы выделено 14 разделов по разным темам.
Периодически Финграмота публикует популярные вопросы и ответы на них, чтобы и другие казахстанцы могли ознакомиться с полезной информацией. В середине июня они выложили разбор запроса об исправлении ошибок в кредитной истории. Рассмотрим его подробнее в статье.
Как исправить ошибку в кредитной истории
Вопрос пользователя заключался в следующем: несмотря на регулярную проверку КИ в один из дней он обнаружил в ней недостоверные сведения. Теперь ему интересно, как их исправить, что для этого нужно делать.
Специалисты Финграмоты отметили, что периодическая проверка своей КИ — это обязательная практика для всех граждан РК. Запрашивать отчет нужно даже тем, кто никогда не брал кредитов. Это своеобразная профилактика от мошеннических действий.
Если при проверке отчета была обнаружена ошибка, нужно обратиться в соответствующую инстанцию для ее исправления. Чтобы упростить процедуру, в апреле 2022 года АРРФР вместе с Первым кредитным бюро (ПКБ) внедрили дистанционный сервис оспаривания данных КИ. Он должен помочь потребителям финуслуг защищать свои права. Услуга предоставляется онлайн и бесплатно.
Куда можно обратиться за исправлением ошибок в КИ:
- Первое кредитное бюро. Передать свое заявление онлайн можно через сервис Fingramota. Для этого на их сайте предусмотрен специальный раздел - Оспаривание кредитной истории (fingramota.kz/ru/disputing-credit-history). В специально отведенных полях нужно указать свой ИИН и номер телефона. ПКБ проверит запрос и отправит его поставщику спорной информации для оценки. После получения ответа бюро направит соответствующее решение заявителю. Если корректировки будут приняты, пользователю пришлют исправленный кредитный отчет.
Статус заявок об исправлении данных в КИ можно отслеживать в личном кабинете на сайте ПКБ или в корпоративном чате ГКБ в WhatsApp (+7(701) 485-08-34).
- Государственное кредитное бюро. Форму заявки можно найти на сайте mkb.kz в подразделе mkb.kz/credits/report_personal («Персональный кредитный отчет» -> «Как оспорить информацию»). Отправить заявление на исправление можно на email info@mkb.kz, через WhatsApp +77014850834 или через Казпочту.
- Через сайт Государственные услуги, пункт «Оспаривание информации в кредитной истории» (egov.kz/cms/ru/categories/economics).
Когда нужно обращаться за исправлением КИ
В каких случаях можно оспорить ошибку в кредитной истории? Если в ней обнаружен(а):
- факт нарушения сроков по платежу, который уже погашен;
- действующий долг по закрытой кредитной сделке;
- кредитная сделка, оформленная мошенниками;
- запрос на выдачу КИ от компании, которой гражданин не предоставлял согласие;
- ошибка в персональных сведениях;
- отсутствие статуса «реабилитирован» по соответствующим финансовым договорам.
Обращаться в бюро за исправлением данных через портал Финграмоты необходимо только с актуальным кредитным отчетом. Ему должно быть не более 15 дней до даты подачи заявления. Заказать его также можно в Первом или Государственном кредитных бюро. Отчет предоставляют бесплатно.
По теме:
Какие данные кредиторы заносят в кредитную историю человека и какие ошибки чаще всего возникают?
Zaimtime.kz