Блогеры могут рассказывать о финансовых продуктах, но им не стоит давать по ним консультации

В Международном финансовом центре «Астана» считают, что блогерам можно разрешить делать обзоры на финансовые продукты, но исключительно в информационных целях — без оказания консультаций потребителям. Деятельность таких лидеров мнений может нести риски для граждан, которые принимают решения, опираясь на рекомендации из Интернета. Рассказываем подробнее о так называемых FinFluencers и отношении к ним экспертов финансового рынка.

Кто такие FinFluencers

FinFluencer (производное от Influencer) — это лидер мнений в социальных сетях, пользователь с большой и лояльной аудиторией, который размещает посты на финансовую тематику. Если говорить более привычными словами — это финансовый блогер. Он публикует в своих аккаунтах в соцсетях переработанную и часто сильно упрощенную информацию о финансах, экономике, инвестициях и других смежных темах.

реклама финуслуг у блогеров

Специалисты Международного финансового центра «Астана» обеспокоены влиянием таких блогеров на выбор потребителей. Финфлюэнсер может специально или без умысла пересечь грань между информационным контентом и консультированием. Те посты, что изначально задумывались как образовательные, могут показаться кому-то профессиональными, предлагающими определенные действия. Проблема в том, что в случае финансового консультирования пользователь должен понимать, с кем работает, есть ли у него компетенции в указанной отрасли, какую квалификацию он имеет. Но когда информация подается не от профессионалов, проверить это сложно.

На что влияют финансовые блогеры

Озвученная проблема с невозможностью проверить квалификацию блогера отсылает нас к вопросу финансовой грамотности населения. По сведениям Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся каждый шестой студент не обладает даже минимальным уровнем финграмотности. По данным одного американского исследования около 40% их граждан в возрасте 18–24 лет обращаются за информацией финансового характера в социальные сети. Именно поэтому финфлюэнсеры стали популярными и востребованными в качестве образовательного элемента. И вместе с тем появились и риски, что целенаправленно или из-за недостатка знаний они могут навредить своим читателям, распространяя недостоверную или однобокую информацию.

Интерес к финансовым блогерам подогревает еще и желание быстрого заработка. К примеру, у хэштегов «Биткоин» и «Криптовалюта» в русскоязычном секторе ТикТока около 6 и 3,5 млрд просмотров соответственно, а у запросов «Финансовая грамотность» и «Финансовое образование» — только сотни миллионов. Эксперты связывают такое распределение внимания также с экономическими кризисами, через которые проходят Казахстан, РФ и другие связанные страны. Их население не может рассчитывать на долгосрочные инвестиции, поэтому ищет возможности разбогатеть другими путями. Этими же причинами объясняется популярность и живучесть финансовых пирамид.

реклама финуслуг у блогеров

Представители финансовой сферы отмечают, что не стоит ждать от блогеров какого-то выверенного и суперполезного контента. Чаще всего они пишут то, чего от них ждут читатели, чтобы набрать просмотры и продать аудиторию рекламодателям. Практика судебных разбирательств показывает, что за финансовые рекомендации вряд ли кого-то накажут. Поэтому финфлюэнсеры продолжают делать свой контент без строгой проверки фактов и данных. Аудитория проявляет спрос на короткие ролики с громкими заголовками и обещаниями, ведь с их помощью (как им кажется) можно заработать. А обстоятельные посты с прицелом на повышение их финансовой грамотности часто не популярны, ведь это не актив, который можно продать.

Еще одна причина распространенности не самых полезных постов — их заказной характер. За посты о конкретных фининструментах часто предлагают хорошие деньги. В то время как за образовательный контент обычно не платят, и блогеры размещают его на альтруистических началах.

Специалисты считают, что необходимо создать определенные правила для финфлюэнсеров, по которым они смогут размещать контент и не бояться санкций от регулятора. Для этого не обязательно разрабатывать отдельный закон, достаточно рекомендаций и доступных инструкций. Тогда у блогеров будет возможность продолжить свою деятельность в привычном виде, но на понятных всем сторонам условиях.

Zaimtime.kz