Национальный банк планирует убедить казахстанцев перестать оформлять кредиты на свадьбы
Нацбанк Казахстана собирается разработать меры по более жесткому контролю выдачи заемных средств на торжества. К работе будут подключены банки второго уровня и микрофинансовые организации. Сотрудники финансовых учреждений будут объяснять клиентам, почему той-кредиты — это рискованно и неоправданно.
Сообщается, что 9,5% всех потребительских кредитов граждане РК берут на организацию торжественных мероприятий. Данный показатель с каждым годом планомерно увеличивается. Казахстанцы в стремлении организовать пышный и запоминающийся праздник берут большие суммы, которые потом не в состоянии вернуть. Такая ситуация не выгодна обеим сторонам сделки. Заемщик попадает в долговую яму, а кредитор (даже если он начисляет пени и штрафы) остается без выданных средств. Даже если он сможет вернуть их по суду, на это будет потрачено много сил и времени.
В некоторых случаях займы на свадьбу детей берут родители. Им не всегда удается своевременно их погасить, и задолженность переходит в руки молодоженам. Те в свою очередь не готовы к появлению новой статьи расходов в семейном бюджете и не во всех случаях вносят платежи в назначенные даты.
Национальный банк обеспокоен такой ситуацией на рынке. Эксперты предполагают, что проблема невозврата средств напрямую связан с низкой финансовой грамотностью заемщиков. Гражданам не хватает знаний, чтобы трезво оценить риски той-кредитования.
Проблемные клиенты банков и ТОО МФО допускают стандартные ошибки:
- Не изучают условия кредитования и соглашаются на первое попавшееся предложение. Они не выбирают самые выгодные ставки и игнорируют пункты, написанные мелким шрифтом.
- Не оценивают свою платежеспособность перед заключением сделки. Точнее — даже не знают, как это сделать.
- Не просчитывают возможные риски, если доход перестанет поступать из привычных источников.
Что предлагает регулятор для решения проблемы
Полностью отменять кредиты на праздники Нацбанк не планирует. Его основная задача — научить казахстанцев правильно ими пользоваться. Повысив финансовую грамотность граждан, регулятор планирует уменьшить число безнадежных и просроченных договоров.
Сейчас ведутся переговоры с Ассоциацией финансистов РК. С заемщиками будут разговаривать представители кредитных организаций. Именно поэтому регулятору нужно простимулировать банки и МФО общаться с клиентами качественно и информативно. Финансистов попросят более доходчиво объяснять гражданам, почему важно следить за состоянием кредитной истории, и какие риски они несут в случае невозврата средств. Казахстанцам также расскажут, как высчитывать свою платежеспособность и оценивать целесообразность кредита. Если предлагаемые меры сработают, то число займов, оформляемых на празднование свадеб, должно сократиться.
Zaimtime.kz