Нацбанк Казахстана переполнен жалобами на действия коллекторов
Количество жалоб на работу коллекторов продолжает расти. В связи с этим регулятор решил в очередной раз напомнить гражданам, какие действия взыскателей незаконны, и какие агентства уже попались на нарушениях. Нацбанк рассчитывает, что повышение уровня финансовой грамотности заемщиков вынудит мошенников уйти с рынка.
В РК функционируют свыше 130 коллекторских агентств (КА). Порядок их работы, параметры госнадзора и контроля регулируются Законом «О коллекторской деятельности». Больше всего жалоб в Нацбанк поступает по вопросам взаимодействия представителей КА с должниками. Коллекторы часто не соблюдают положения пп.14, п.1, ст. 15 Закона, которые обязывают их фиксировать разговор с заемщиком в отделениях КА с помощью аудио и видеотехники и хранить записанные материалы в течение полугода. Также они периодически отказывают в предоставлении информации и копий документов о своих полномочиях по запросу должника. Иногда причина жалоб — манипулирование ложными данными о задолженности конкретного человека.
После анализа обращений штрафные санкции и другие меры воздействия были наложены на компании:
- First Collection.
- Кайнар.
- Паритет.
- СВД.
- Credit Collection Group.
- Первое Коллекторское Бюро.
Последние 4 агентства из списка помимо штрафов получили также письменные предписания.
Национальный Банк напоминает, что коллекторам запрещено:
- распространять сведения, которые порочат честь и достоинство должника или могут причинить ему иной вред;
- оказывать давление, угрожать, применять насилие, шантаж или повреждать имущество;
- разглашать коммерческую или иную тайну, охраняемую на законодательном уровне;
- использовать подложные документы;
- вводить в заблуждение путем подмены фактов о характере и причинах появления задолженности и ее величины;
- совершать противозаконные действия, угрожать жизни и здоровью гражданина, с которым они работают;
- принимать деньги или имущество как средство погашения долга.
Чтобы сообщить о недобросовестных действиях коллекторского агентства, вы можете написать письмо в Национальный Банк на электронный ящик info@kzp.nationalbank.kz, обратиться в его Общественную приемную по телефону 8 (727) 2619-213 или лично рассказать о нарушении в ближайшем филиале организации. Специалисты подскажут, как действовать в определенной ситуации и окажут квалифицированную правовую поддержку.
Zaimtime.kz