Как заемщикам урегулировать спор с МФО? Поможет финансовый омбудсмен

В условиях нестабильной экономики казахстанцы все чаще сталкиваются с отказами в кредитах. Это побуждает их искать другие способы получения заемных средств, в том числе — через МФО. Специалисты сообщают, что темпы роста кредитного портфеля микрофинансовых организаций превышает прирост кредитования в банках. И это с учетом невысоких сумм микрокредитов — в пределах 150 000 тенге каждый. Вместе с увеличением числа сделок в МФО растут и случаи разногласий кредиторов и клиентов. Как заемщики в Казахстане могут защитить свои права, рассказал Ербол Омарханов — руководитель Ассоциации микрофинансовых организаций. В частности речь пойдет о финомбудсмене.

О необходимости регулирования споров

Финансисты Казахстана отмечают, что доля просроченных долгов в ссудном портфеле микрофинансовых организаций постепенно увеличивается. При взаимодействии клиентов с МФО возникают спорные ситуации, для решения которых не помешала бы помощь третьей стороны. Регулятор и представители рынка проводят работу над повышением финграмотности потребителей, стараются предостеречь их от закредитованности. Эксперты считают, что нужно уделить внимание также защите прав граждан РК.

Помощь в решении споров с микрокредитами

Для рассмотрения спорных ситуаций между потребителями и МФО в стране введен специальный порядок действий. При возникновении проблем заемщик может обратиться к финуполномоченному. Он принимает и рассматривает заявления потребителей бесплатно. Но на практике граждане сейчас чаще обращаются за помощью в АРРФР.

Ербол Омарханов сообщил, что подавляющее число заявлений казахстанцев связано с неверным начислением пени. Удобнее всего с этим работать омбудсмену. К тому же урегулировать спор в таком случае можно онлайн.

О работе финомбудсмена

Зачем МФО нужен омбудсмен?

Чтобы помочь разобраться с жалобами клиентов. Не все заемщики возвращают микрокредиты вовремя, из-за этого возникают сложности и спорные ситуации. Из-за большого числа просрочек появляется много жалоб, которые клиенты отправляют в АРРФР. Чтобы сделать процесс рассмотрения обращений заемщиков более быстрым и простым, и было принято решение о запуске службы микрофинансового омбудсмена. Он должен помочь МФО и потребителям оперативно решить спорные ситуации по поводу кредитных договоров.

Чем займется финомбудсмен?

Основная задача — помогать заемщикам решать споры с МФО до суда. Микрофинансисты, входящие в АМФОК, будут обязаны исполнять предписания омбудсмена. Сама служба будет функционировать как Центр защиты прав потребителей микрофинансовых услуг. Кандидатура омбудсмена согласована представителями финрынка.

Как обратиться к нему за помощью?

Жалобу на микрофинансовую организацию сможет оставить любой заемщик. Для удобства потребителей работает колл-центр, связаться с которым можно по телефону и в What's App по номеру +7 771 933 34 44. Также официальное обращение можно подать через электронный адрес службы, предварительно собрав необходимые документы.

Более подробно прочитать о процедуре и нужных справках можно на сайте службы mfohelp.kz.

Zaimtime.kz