Что делать, если взяли деньги в МФО, но из-за проблем с работой не можете их вернуть? Разбор ситуации от экспертов АРРФР

Агентство РК по регулированию и развитию финрынка (АРРФР) использует все доступные каналы для сбора запросов от граждан. Изначально обратиться в ведомство можно было по горячей линии, позже был создан полноценный колл-центр и разработано мобильное приложение Fingramota Online. Через различные каналы связи поступают вопросы от населения о взаимодействии с банками, МФО и коллекторами. В этом материале мы рассмотрим разбор Агентством ситуации гражданина, который оформил микрокредит и не может его погасить из-за финансовых проблем.

Можно ли не возвращать микрокредит или пересмотреть график платежей?

Ситуация. Человек оформил микрокредит, потому что ему срочно нужны были деньги. Позже у него начались проблемы на работе, поэтому средств на погашение задолженности заполучить не удалось. Платить нечем. Заемщик интересуется, может ли он вообще не возвращать деньги или хотя бы перенести даты погашения так, как удобно ему.

как платить за кредит если нет денег

Ответ экспертов ведомства. По нормам Гражданского кодекса РК граждане свободны в своем праве на заключение договора. То есть, подписывая документы, потребитель соглашается со всеми условиями сделки. Никто не может его к этому принудить. Договор считается заключенным, когда стороны пришли к соглашению по всем существенным параметрам и подписали его (в случае с онлайн-микрокредитом — с помощью СМС-кода). Данная норма описана в п.1 ст.393 ГК. В свою очередь в ст. 272 указано, что обязательство по договору должно исполняться надлежащим образом в соответствии с ранее раскрытыми в документе условиями или требованиями законодательства страны.

Описанное выше означает, что, поставив свою подпись (или подтвердив намерение кодом из СМС), человек официально выразил согласие со всеми правилами выдачи и возврата микрокредита. То есть погашение основной полученной суммы и процентов в пользу микрофинансовой организации — это теперь его законная обязанность. Отказаться от микрокредита и забыть про долг без последствий не получится. В противном случае последуют санкции: штраф, пеня, порча кредитной истории.

По поводу пересмотра условий возврата денежных средств: здесь МФО действует на свое усмотрение. Заемщику нужно обратиться к кредитору с письменным заявлением о необходимости изменить параметры погашения. Клиенту понадобится приложить документы, которые подтвердят его сложное финансовое положение или как-то обоснуют возникновение просрочки. Компания будет обязана рассмотреть обращение и принять решение о пересмотре графика платежей или об отказе в таковом. Если МФО будет бездействовать, потребитель имеет право подать жалобу в АРРФР. В запросе нужно указать ФИО, почтовый адрес, ИНН и приложить к нему копии имеющихся документов.

В большинстве случаев легально работающие кредиторы заинтересованы в сотрудничестве с заемщиком и готовы выслушать его доводы в пользу переноса даты платежей. От человека требуется не пропадать, активно участвовать в процессе решения проблемы с просрочкой и быть на связи. Тогда стороны смогут найти компромисс в вопросе возврата задолженности (реструктуризация, рефинансирование и т.п.).

финграмота

Как АРРФР работает с обращениями граждан?

Горячая линия для обращений граждан была запущена в марте 2020 года. Она была особенно актуальна в период финансовой нестабильности из-за карантина и чрезвычайного положения. Это был канал коммуникации для оперативного взаимодействия с населением. Позже АРРФР создали колл-центр, основная цель которого — информирование казахстанцев о работе регулятора и финансовых организаций. За месяц центр принял почти 400 звонков. С момента первого запуска горячей линии было обработано 24 тысячи обращений.

Для удобства граждан дополнительно было выпущено приложение для смартфонов под названием FingramotaOnline. За июнь через мессенджер обработали более 100 запросов. Всего со дня запуска приложения казахстанцы прислали более 5 тысяч обращений.

В июне пользователи чаще всего задавали вопросы, связанные с:

  • уточнением условий сделок с МФО;
  • просрочками по кредитам и микрокредитам;
  • получением кредитной истории;
  • защитой персональных данных;
  • противодействием кибермошенникам.

Подробнее об Агентстве и его полномочиях вы можете прочитать на их официальной страничке в Интернете.

Zaimtime.kz