Депутаты и АРРФР хотят обязать финорганизации включать в рекламу предупреждения об опасности кредитов

В нижней палате Парламента РК прошло обсуждение проблемы рисков в процессе получения кредитов казахстанцами. Практика показывает, что заемщики достаточно часто сталкиваются с финансовыми сложностями и выходят на просрочку. Все это приводит к высокому уровню закредитованности населения. Депутаты считают, что с проблемой надо бороться еще на этапе рекламы финансовых продуктов. На презентации нового законопроекта обсуждалась возможность указывать в описании кредита не только обычную годовую, но и эффективную ставку, а также — предупреждение о последствиях оформления такого договора.

Предупреждение о вреде кредитования

Казахстанский депутат Баккожаев Анас провел аналогию между рекламой кредитных услуг и табачной продукции. По его мнению, как Минздрав предупреждает покупателей о вреде курения, так и банки должны сообщать заемщикам о возможных сложностях обслуживания кредита. По мнению депутата неудачное сотрудничество с финорганизацией может ухудшить экономическое благополучие потребителя.

Предупреждение о вреде кредитования

Предложение поддержали в АРРФР. Зампред Агентства Абдрахманов Нурлан сообщил, что они согласны с необходимостью изменения подхода к рекламе банковских продуктов. Заемщик должен быть полностью осведомлен о таких деталях, как номинальная ставка, сумма переплаты, годовая эффективная ставка еще до момента оформления кредита.

Специалисты готовы к детальной проработке вопроса включения в рекламные материалы информации о потенциальном вреде. Одной из возможных мер может стать усиление требований к раскрытию информации о рисках невыполнения обязательств. Например, важно сообщить, что произойдет, если клиент не сможет вернуть кредит или оплатить его вовремя, и какие могут быть негативные последствия. Регулятор полагает, что это может оказать осознанное воздействие на потребителей.

Реальная переплата по кредиту

Депутаты отметили, что из рекламы кредитов будущие заемщики чаще всего могут узнать только годовую ставку. При этом реальная сумма переплаты может существенно отличаться от указанной. В нее попадают различные дополнительные платежи, комиссии и прочее.

Когда банки пишут, что готовы выдать средства под 10% годовых, финансово грамотные потребители понимают, что это только привлекательная оболочка. Данное значение является минимальным порогом и доступно только при соблюдении длинного ряда условий или при наличии льгот. Банки обычно предлагают большие скидки зарплатным клиентам или тем, с кем ранее уже успешно сотрудничали.

Реальная переплата по кредиту

Чтобы информация по вознаграждению была более точной, кредиторам стоит указывать эффективную ставку. На практике она оказывается больше годовой. Но далеко не все клиенты решаются досконально расспросить кредитора о реальных условиях еще на этапе знакомства с продуктом.

В некоторых ситуациях заемщик узнает о том, какую сумму ему в итоге придется переплатить, только во время подписания графика погашения задолженности. И на этом этапе он уже не будет отказываться от кредита. А если проценты окажутся намного выше, чем он ожидал, то просрочки не избежать.

Чтобы осведомленность о реальной стоимости кредитования росла, банкам и МФО нужно перестать заигрывать с потребителями, выставляя на обозрение только выгодные им данные. Депутаты видят выход из этой ситуации в дополнении законопроекта еще одним требованием. Они хотят, чтобы финансисты отражали в рекламе как обычную годовую, так и эффективную ставку, включающую все платежи.

Ранее журналисты сообщали, что Агентство по регулированию и развитию финрынка РК подготовило проект постановления, которое внесет изменения в нормы оказания банковских услуг. В случае его принятия банки будут обязаны при продвижении своих кредитов указывать не только преимущества, но и возможные последствия в случае задержки выплат. С таким подходом реклама должна стать менее привлекательной, но более правдивой.

Читайте также наш материал про годовую эффективную ставку вознаграждения и порядок ее расчета.

Zaimtime.kz